Проектная работа" Зачем человеку одежда?" - Творческие работы учащихся - Классное руководство - Каталог статей - Персональный сайт
Четверг, 08.12.2016, 17:18Приветствую Вас Гость | RSS
Классный руководитель
Меню сайта
Категории раздела
Праздники в начальной школе [8]
разработки мероприятий
Творческие работы учащихся [13]
В данной категории будут представлены творчекие работы учащихся
Документация классного руководителя [4]
должностные инструкции и т.д.
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 370
Мини-чат
Яндекс.Погода
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Классное руководство » Творческие работы учащихся

Проектная работа" Зачем человеку одежда?"
 Проектная  работа   «Зачем человеку одежда? Как одевались на Руси» Выполнил: Коротченко Олег ученик 4 «В» класса
Руководитель: Самолюк И.В. учитель начальных классов

Подготовительный этап- определение темы, проблемы и задачи исследования - определение источников информации - составление списка литературы ( воспользоваться услугами библиотек, Интернета) - работа по сбору информации -выделение предполагаемых направлений работы За два месяца до проектного дня
Основной этап- продолжение работы по сбору информации - обработка информации, анализ и систематизация полученных данных -создание собственных образцов современной одежды (эскизы, рисунки) -подготовка к показу моделей одежды В течение двух недель до проектного дня
Заключительный этап -презентация проекта - показ современных моделей одежды -рефлексия В день проекта
Образовательные цели: - через историю русского костюма показать жизнь человека, рассказать какую роль играла в ней одежда - познакомить с новыми словами, с названиями деталей старинной русской одежды - познакомить с этапами проектной деятельности - формировать коммуникативные навыки
Развивающие цели: - развивать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой - расширение кругозора учащихся по теме «Одежда» - развивать монологическую речь
Воспитывающие цели: - воспитывать внимательное отношение к ответам других -через содержание учебного проекта прививать уважительное отношение к истории своей страны и ее традициям
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В результате реализации проекта учащиеся должны знать: - для чего нужна человеку одежда - какие функции она выполняет - какой была одежда наших предков - чем занимается дизайнер-модельер
Учащиеся должны уметь: - работать с дополнительной литературой - делать выводы АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ В современной школе создаются профильные классы. В будущем специализация в профильном образовании ожидает каждого нынешнего школьника. Поэтому предпочтительно как раз в школе создавать у детей целостное представление о мире, в котором существует человек. Мир несет в себе импульсы, оставленные прошлым и в настоящем творит будущее. Задача школы - раскрыть ученикам эту связь. Современный человек не может обойтись без одежды. С одеждой мы сталкиваемся каждый день. Через знакомство с костюмом ушедшей эпохи вполне возможно «материализовать» образ человека того времени, и сопоставить его с нами сегодняшними.
Проблема: Для чего нужна человеку одежда? ( в древности и сейчас)
Введение. Меня зовут Коротченко Олег, мне 9 лет. У меня много друзей и подруг. Дружба для меня – это доверие и поддержка. Мои любимые цвета: красный, оранжевый, желтый. Эти цвета, согласно исследованиям швейцарского психолога Макса Люшера, означают интерес к окружающему миру, силу воли, стремление к постоянному движению, непосредственность и оптимизм. Я тоже считаю, что самое главное в жизни быть самим собой. Сейчас в современной школе создаются профильные классы. В будущем специализация в профильном образовании ожидает каждого нынешнего школьника. Возможно, я выберу специализацию - художника-модельера. Современный человек не может обойтись без одежды. С одеждой мы сталкиваемся каждый день. Через знакомство с костюмом ушедшей эпохи вполне возможно «материализовать» образ человека того времени, и сопоставить его с нами сегодняшними. Поэтому тема моей работы выбрана не случайно, ведь интересно знать, как совершенствовалась одежда, что такое мода и костюм, история их возникновения. Слово «костюм» пришло в русский язык из французского – это не только элемент одежды, но и то, что создает облик человека конкретной эпохи: традиция использования определенных видов ткани, отделки, орнаментов, косметики. Человеку всегда хотелось хорошо выглядеть. Одежда древних людей. Древний человек надевал на себя шкуры животных и вешал на шею бусы и камни. Все, что попадалось под руку: кору, листья, солому, перья – человек превращал в одежду. Для древнего человека одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определенную шкуру, он, например, хотел отогнать злых духов. Во время ледникового периода человеку приходилось носить меха животных, чтобы не замерзнуть. Шкуры сначала чистили, затем в коже протыкали отверстия. Полоски кожи или сухожилия животных протаскивали через эти дырки, чтобы связать куски меха друг с другом, чтобы одежда держалась на теле человека. Постепенно человек научился выделывать более мягкую и гибкую кожу. Около 40 – 50 тысяч лет назад люди придумали иглу. Она стала главным инструментом для шитья одежды. Позднее человек научился скручивать шерсть и животный волос в длинные нити. В более холодных климатических районах одежда закрывала все тело человека и защищала его от холода. Вывод: для древнего человека одежда имела магические свойства (отогнать злых духов) и служила защитой от холода.
Одежда русичей.
Шло время. Наступил 9 век, образовалось государство « Киевская Русь». На Руси климат был не жаркий – долгая зима и прохладное лето-, поэтому одежда жителей Древней Руси соответствовала погодным условиям и выполняла несколько функций.
"По одежке встречают…” Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду-племени принадлежит, женат – ли, замужем – ли, богат, или беден.
Это позволяло сразу решить как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.
А называли в древности русские одежду – "одёжа”. (Слайд №4) И главной одёжей была русская рубаха. Предки считали, что одежда - это оберег. Оберег – значит оберегает. От чего оберегает? От непогоды, укрывает от "сглаза”, от воздействия злых сил. Поэтому все уязвимые места человеческого тела были спрятаны: Древние рубахи обязательно были длинные – ниже колена, имели почти закрытый ворот, длинные рукава до запястий.
Рубахи носили все: девочки и мальчики, юноши и девочки, мужчины и женщины, богатые и бедные.
Мужская одежда Х века. Костюм крестьянина в древности состоял из рубахи, длина которой могла быть ниже коленей. Длина зависела от возраста человека. Пояс – оберег дополнял костюм русича. Он по преданиям предков защищал от злого глаза, дурных помыслов, неведомых сил. Пояса делали длинными, чтобы можно было ими несколько раз охватить стан. В пояса прятали вещи, которыми дорожили. Цвет рубахи чаще всего был белый, орнамент привносил в костюм импульс жизни. Знаки солнца, земли, огня, зверей, хищных птиц, петухов, определяли магию мужского мира
( слайд №5)Так как одежда была праздничная и будничная, то на рубаху в особых случаях надевали зарукавья и съемные круглые воротники.
Знатные люди поверх нижней надевали еще одну, верхнюю, более богатую рубаху. Порты или штаны были неширокие, суженные книзу, завязывались на поясе шнуром. Были рубахи повседневные и праздничные. Повседневные рубахи почти не украшали – только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.
На свадьбу, в религиозные и трудовые праздники наши предки надевали богато украшенные вышивкой рубахи. А поскольку считалось, что в праздники человек разговаривает с Богом, то и рубаха тоже как бы участвовала в этом "разговоре”, на ней языком орнамента - повторяющегося узора – были записаны все просьбы и желания человека. Женщины старательно покрывали узором ворот, манжеты, подол рубахи и рукава около плеч.



Женская одежда крестьян.
Женщины тоже носили рубаху, но она была длинной, до ступней (как платье) с длинными рукавами. Ворот и низ рукавов украшали вышивкой. Рубашку шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом.
( слайд№7) Поверх рубахи надевали понёву – юбку, состоящую из 3-х несшитых прямоугольных кусков ткани, укрепленных на ремешке. Понёва – означало кусок ткани, завеса. Она была короче рубахи, и спереди ее полы расходились. Ткань для понёв была пестрая, с клетчатым узором (по клеткам можно было угадать деревню, откуда приехала женщина).
Чем занимались крестьяне? Они работали, и во время работы можно было подвернуть углы понёвы и засунуть за пояс, чтобы не мешали движениям. Верхней одеждой была запона – накладная одежда, несшитая по бокам. Запона была короче рубахи. Ее носили с поясом и скалывали внизу.
Обувь. Какой была обувь у крестьян? Из чего делали лапти? (Из бересты, из лыка)
Береста – верхний слой коры, содранный с березы. Его разделяли на полоски и плели лапти. (Показ лаптей: из осины лапти светлые, из березы – желтые) Но брали кору не только березовую, но и липовую, и осиновую, и других деревьев. В разных местностях плели разными способами (с бортиком и без).
Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок или веревок. Одевались они не на голую ногу, а на онучи – длинные до двух метров куски ткани.
Онучи обматывались вокруг ноги определенным способом, покрывая низ штанов. Плетение лаптей считалось легкой работой, которой мужчины занимались буквально между делом. Но лапти не долго служили. Зимой они пронашивались за 10 дней, после оттепели – за 4, летом в поле – за 3 дня. Собираясь в дальний путь, с собой в дорогу брали много запасных лаптей. Есть пословица: "В дорогу идти – пятеры лапти плести”. А купцы и знатные люди носили сапоги. Одежда знатных людей. (Слайд №8)
Женщины богатые, знатные на рубашку надевали одежду называемую свита. Она была с широкими рукавами. В холодное время носили плащи. Ученые узнали из рукописных книг о том, какая была одежда у князя (князь – правитель области, предводитель войска).
На князе свита зеленого цвета с золотыми зарукавьями. Синий плащ корзно с золотой каймой (такой плащ носили только князья) на красной подкладке. На голове – круглая шапка с мехом. На ногах – зеленые сапоги из очень мягкой кожи.
( слайд №9)
С охранной целью носили обереги (фигурки) на шнуре или на поясе. Конь – символ добра и счастья, мудрость богов. Ложка – сытости и благополучия. Ключ – помогал сохранить и преумножить богатство. А обереги в виде оружия были чисто мужскими.
( слайд №10)
Огромная роль военного костюма в культуре Киевской Руси. Единственным защитным приспособлением воина был щит- знак победы. Щиты были круглыми, затем овальными. Доспехи воина составляли: щит, меч, копье, нож, булава, лук со стрелами. Образ воина лег в основу представлений о русском богатыре.
вывод

Изучив одежду времен Киевской Руси, я пришел к выводу, что одежда жителей Киевской Руси
А) сохраняла от холода
Б) оберег - оберегала от темных сил
В) украшала человека
Г) показывала его место в обществе
. Все детали русского костюма "говорящие”. Что они могут рассказать? Богатый или бедный человек Отличить девушку от замужней женщины Праздничная одежда или будничная
Как и всё на свете, "говорящие” одежды рождаются и умирают. И сейчас мы носим совсем непохожую одежду на ту, что носили раньше. Но мы можем и в наше время увидеть людей, одетых в русский народный костюм. Где мы можем это сделать? (На народных праздниках, на концертах, в кино).
Некоторые элементы русского народного костюма используются в современной одежде. (Летом носим сарафаны, надеваем платки, шали, рукавицы, вышивка и т.д.)
А какое же значение имеет одежда для современного человека, мы попытались узнать с помощью анкеты, проведенной в 4-х и 3-х классах нашей школы.
Вопросы анкеты. 1. Знаешь ли ты, как появилась одежда? Да НЕТ
 2. Как ты считаешь для чего человеку одежда?
А) защищать от холода
Б) как украшение
В) Защита от холода и украшение
Г) другие варианты
3.Нравится ли тебе современная одежда?
Да НЕТ
 4.Влияет ли выбор одежды на здоровье человека?
 Да НЕТ Обработка данных опроса Вопросы анкеты.
1.Знаешь ли ты, как появилась одежда?
4 «А» 4 «Б» 4 «В» 4 «Г» 3 «В» Да 2 3 8 8 7 НЕТ 10 21 13 13 14 2. Как ты считаешь для чего человеку одежда?
4 «А» 4 «Б» 4 «В» 4 «Г» 3 «В» А) защищать от холода 2чел. 3 чел. 1 чел. 3 чел. - Б) как украшение - - 2чел. - - В) Защита от холода и украшение 10чел. 20чел 18чел. 21чел. 21чел. Г) другие варианты 1чел. 3.Нравится ли тебе современная одежда?
4 «А» 4 «Б» 4 «В» 4 «Г» 3 «В» Да 10чел. 17чел. 15чел. 21чел 20чел. НЕТ 2чел. 7чел. 6чел. - 1чел. 4.Влияет ли выбор одежды на здоровье человека?
4 «А» 4 «Б» 4 «В» 4 «Г» 3 «В» Да 12чел. 14чел. 16чел. 20чел. 15чел. НЕТ - 10чел. 5 чел. 1 чел. 6чел.
. Приложение.
 Пословицы: Одежда лучше новая, а друг старый.
 Не одежда красит человека, а добрые дела.
 Два сапога – пара.
Сорока в платье, ворона в платье, будет платье и на нашей братье.
 Бабьи рубашки те же мешки: рукава завяжи, да что хошь положи.
 У него шубка дом стережет (т.е. собачья).
 Наш чин не любит овчин. Одежда вряд (т.е. средней длины) не обобьет пят.
 Как обута нога так всем слуга. Без сапог не слуга.
 Красна девица до гряд в сарафане до пят.
По платью видят, кто таков идет.
Хвалят на девке шелк, коли в девке толк.
Пуговки литые, петельки витые. Ножка об ножку постукивает, сапог о сапог пощелкивает.
По моде и мышь в комоде.
Загадки: Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья
Мы за обедом под столом,
А ночью под кроватью. (Сапоги)
С одной стороны лес,
С другой – поле. (Шуба)
В любую погоду готовы к походу
Дорога для них – не труд,
Их носят – они идут. (Обувь)
Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем
 И на слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (Сапоги)
Сижу верхом, не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу – привечу. (Шапка)
Скороговорки: Ткали, ткали ткани На платье Тане.




Список литературы.
 Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. – СПб., 2002
Бегунова А.И. от кольчуги до мундира. – М., 1993
Киреева Е.В. История костюма. – М., 1976
 Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М., 1987 г
 Каминская Н.М. История костюма. Нерсесов Н.Я.
 Я познаю мир: Детская энциклопедия:
История моды Семенова М. Быт и верования древних славян. Читаем, учимся, играем // №7, 1998.
Категория: Творческие работы учащихся | Добавил: Учитель (12.03.2010)
Просмотров: 7283 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
Праздники сегодня
Друзья сайта
  • Сайт учителя начальных классов Садыговой Елены Николаевны
  • Сайт МБОУ «Излучинская ОНШ№2»
  • Сайт учителя начальных классов Понятовской Юлии Николаевны
  • Сайт учителя начальных классов Цауните Ирины Владимировны
  • В помощь современному Учителю!
  • Цитаты великих
    информеры: Цитаты великих