Работа над орфограммой в начальной школе по методике В. Зайцева
В предлагаемой системе работы над одной орфограммой проводится в течение 5 дней, занимая на уроках русского языка всего несколько минут. В первый день ученики пишут в рабочих тетрадях орфографический диктант из 15 слов на изученную орфограмму или выбранную орфограмму (на повторение); объем можно уменьшить. Например: поздний, ненастный, прелестный, солнце, радостное, счастливое, праздничный, грустный, окрестность, местность, чудесный, опасный, звездное, интересно, прекрасный. Проверка: образец учителя на доске, анализируется каждое слово, подбирается проверочное слово, в котором отчетливо произносится согласный звук радостный – радость Ученики исправляют ошибки, допущенные в тетради. Домашнее задание: составить словосочетания с заданными словами, выбрав те, в которых были допущены ошибки или подлежали сомнению в написании. Еще раз-два прочитать их (орфографически). На второй день записывают под диктовку некоторые словосочетания (трудные), объясняют их правописание, обозначают орфограмму счастливое детство, окрестные поля, далекая местность и т.п. Домашнее здание: записать дома слова под диктовку родителей или учителя, если выполняет задание в ГПД (сверяет по образцу) На третий день составляют предложения или текст с данными словами и записывают. Проверка: взаимопроверка. Домашнее задание: взаимодиктант или упражнение по учебнику. На четвертый день учащиеся самостоятельно работают с текстом, находят слова с данной орфограммой, выставляют пропущенную букву. Проверка: сверка по ключу, взаимопроверка, орфографическое чтение и т.п. Наступила поз*няя осень. Тускло светит осеннее со*нце. Не слышно радос*ного пения птиц. Окрес*ные поля опустели. Стоит ненас*ная погода. Мес*ные жители готовятся к зиме. Всем грус*но прощаться с чудес*ными летними деньками. Звез*ное небо холодное и высокое. Поз*ней осенью в лесу ходить опас*но. Домашнее задание: записывают слова по памяти на данную орфограмму. На пятый день пишут проверочную работу (диктант), состоящую из 10-15 прежних слов и10-15 новых слов (объем можно уменьшить)! Затем проводится работа над ошибками в различной форме. Конечно, работу со словами можно разнообразить, включать нестандартные виды и приемы работ, для проверки использовать тесты, разные карточки, перфокарты.
|